Эллипс ~ это круг, вписанный в квадрат 3 на 4...
[ Обычный ][ Тест на линючесть ][ О странах-производителях ][ Граненый ][ Стеклярус ][ Рубленый ][ Размеры ][ Мелкий ][ Лыжный ]
Красота вашего плетения будет зависеть, увы, не только от мастерства и подбора цветов. Прежде всего на результат повлияет форма и размер используемого бисера. Покупать бисер надо очень осторожно и обдуманно, чтобы не попасть в ту или иную ловушку. Итак,
Обычный (круглый и
необязательно)
Аксиома 1.
Идеальная бисеринка ~ это ровный шарик с широким
отверстием.
Аксиома 2. Идеального бисера в природе и в
продаже не существует.
Но все же бисер тем лучше, чем более он округлый,
ровный и однородный.Желательно, чтобы края отверстий
были аккуратно скругленные, а не угловатые. Чем
шире отверстие, тем лучше.
Выбирая
бисер, прежде всего возьмите упаковку в руки и
внимательно рассмотрите на близком расстоянии.
Не беда, если
форма у него не круглая, а "бочонком" или
сплюснутая до пропорций спасательного круга ~
лишь бы только все бисеринки в упаковке были
одинаковы по размеру и форме. Отдельно
приглядитесь к отверстиям: бывает, что сам по
себе бисер стандартного размера, а отверстия как
у мелкого. Неровный, неоднородный
бисер категорически не
рекомендуется покупать, как бы ни были
заманчивы его цвет и цена: дома он
послужит для вас неиссякаемым источником
затруднений и разочарований.
Стандартного бисера попросту нет, разные упаковки могут отличаться по размеру и заметно, и совсем незначительно. Подыскивая несколько упаковок разных цветов для геометрического орнаментального плетения (крестом, мозаикой, на станке, тканью на руках), старайтесь подобрать их как можно ближе и по размеру, и по форме. Бисер разных размеров покупается для одного изделия тогда, когда оно основано на их контрасте. Для нанизывания, для сочетаний со стеклярусом и свободного комбинирования годится даже самый что ни на есть неровный и нестандартный материал.
Тест на линючесть следует проводить еще в магазине, а если нет возможности, то хотя бы дома. Сильно потрите бисеринку в пальцах, намочите, намыльте. Явный признак нестойко окрашенного бисера ~ окрашенный пакетик или отставшие крошки краски, перемешанные с бисером.
Если обнаружится, что вы купили нестойко окрашенную порцию, можно схитрить и рассчитать цветовую схему изделия так, чтобы в нее вписывался и красочный (пока), и обесцвеченный (в будущем) бисер. Заведомо линючий бисер ~ лыжный.
Те же требования предъявляйте к остальным деталям ваших изделий. Например, дешевые бусины "под жемчуг", которые превосходно выглядят в бисерных изделиях, через год-другой облезают и являют миру некрасивую пластмассовую основу. Не покупайте бусины с облупившимися краями отверстий и другими мелкими, но явными недостатками, они не исчезнут, а будут прогрессировать.
Откуда есть пошел... (о странах-производителях). Мы не касаемся в этом пособии истории бисера. Кто заинтересуется ею, может просмотреть наш "Список неИспользованной Литературы", в нескольких источниках там есть интересные и вдохновляющие сведения, или хотя бы заглянуть в "Russian Links".
Реально бисер, продающийся сейчас в Москве, во-первых, чешский, затем японский, тайванский, таиландский и прочий азийский. (Не считая лыжного: этот наш, родной. Где-то в источниках упоминается индийский, однако с ним мы не сталкивались.) Отличия в цветовой гамме, материале и технологии изготовления видны с первого взгляда. Чешский бисер ~ недорогой и самый распространенный, обычно сдержанных, традиционных цветов. Японский и т.п. примерно вдвое дороже, он аккуратный, более округлый и до сусальности яркий и броский.
В "Магии бисера" продавался японский бисер, изготовленный (по словам рекламных проспектов) по новой технологии и стоящий безумно дорого (5 г ~ 1 $). Он мелкий и очень однородный. Его рекламируют для вышивок, плетения на станке и т.п. Поскольку авторы не держали его в руках, комментировать это мы никак не можем.
Кроме того, бисер может различаться по материалу: пластмассовый, стеклянный, металлический... В источниках упоминается еще фарфоровый, по-видимому, ныне полностью вымерший.
Круг выбора бисера, например, по Москве очень обширен... и все-таки ограничен. Поэтому первым делом расспросите всех ваших знакомых, особенно старших; у них мог сохраниться совершенно уникальный, необычный бисер, которого вы больше нигде и никогда не увидите. И еще ~ вспомните про бисер в любой своей поездке в другой город или провинцию; на местах могут продаваться упаковки редкостных размеров и оттенков.
Приглядевшись, у некоторых
видов бисера можно обнаружить грани. Если
повернуть бисеринку отверстием к себе, видно, что
форма такого бисера многоугольная, гаечкой.
Обычно эта особенность не влияет на качество
плетения, если по остальным показателям бисер
достаточно ровный. Граненым может быть любой вид
бисера: рубка, обычный круглый, стеклярус...
Это трубчатый,
удлиненный бисер. Диаметр его отверстия и
диаметр собственно трубочки (именно так
называется отдельная "стеклярусинка")
соответствуют обычному, а длина колеблется от 0,5
до 3 см. При покупке стекляруса
следует обратить внимание на то, чтобы его края
были ровно и гладко обрезаны, так как
стеклярус с обломанными, острыми краями очень
скоро перетирает или перерезает пропущенную
сквозь него леску. Весь стеклярус в
упаковке должен быть строго одинаковой длины.
[Применение
стекляруса]
Он же
"колотый". Неопытный человек может спутать
его с обычным, т.к. он одного с ним размера. Но
во-первых, края его не закруглены, а обрезаны,
во-вторых, его длина больше ширины, так что
выглядит он как обрубок стекляруса, маленький
цилиндрик. Требования к нему те же, что и к
стеклярусу: ровные безопасные края отверстий. Аккуратного плетения
обычными способами из рубленого бисера не
получится ~ только встопорщенная сетка с
большими просветами. Но для нанизывания, для
оплетки и для некоторых сочетаний он подходит не
хуже всякого другого, если вы сможете свыкнуться
с его привычкой царапаться. Кроме того, бывают
изделия и даже техники, которые рассчитаны на
рубку исключительно. Мы не
советуем включать рубленый бисер в ваши самые
первые изделия, он требует навыка и зоркого
расчета. [Киркинчо]
"...Выбор материала не случаен. В отличие от обычного бисера рубленый (это, по сути, мелкий стеклярус) иначе отражает свет. И если в обычном бисере световые блики имеют точечную форму, то здесь свет отражается от всей боковой поверхности бисеринки. Эта особенность... позволяет создавать украшения, отличающиеся особым блеском и нарядностью" (Елена Артамонова).
У бисера, оказывается, есть номера. Практически эти сведения ничего вам не дадут, т.к. при продаже они никогда не указываются. А теория такова: как и с нитками, чем меньше диаметр, тем больше номер. Чаще всего встречаются NoNo 10-7 (диаметром от 2 до 3 мм).
No
(по возрастающей)Диаметр
(по убывающей)5 4 мм 6 3,5 мм 7 3,1 мм 8 2,8 мм 9 2,4 мм 10 2,1 мм 11 1,9 мм
Мелкий бисер всегда ровный, аккуратный и очень красиво выглядит, тем не менее для него есть много ограничений:
![]() |
он не всегда сочетается с обычным; |
![]() |
чтобы сплести изделие из мелкого бисера, вы затратите намного больше времени и усилий, поскольку плетение получится соответственно мелким и узким; |
![]() |
наконец, у этого бисера маленькое отверстие, так что следует брать более тонкую леску или иголку и избегать сложных комбинированных способов, т.к. многократно пропустить леску сквозь бисеринки-связки нереально. |
В традиционном плетении мелкий бисер обычно используется в подвесках и в чередовании с обычными размерами. В истории бисера в России были периоды всеобщего увлечения именно этим размером.
Уникальный
крупный отечественный бисер неправильной (мягко
говоря!) формы, получивший свое название по
Клинской лыжной фабрике, на которой его
производят. Если вы никогда его не видели, что
маловероятно, его легко узнать: он и по форме и по
расцветке похож на леденцы "монпансье".
Встречаются две разновидности лыжного бисера:
неровный и фантастически неровный. Общее
впечатление при взгляде через лупу ~ результат
прорыва стада трицератопсов сквозь рой
астероидов. У половины бисеринок будут
отсутствовать отверстия. Вдобавок лыжный бисер
имеет обыкновение с волшебной быстротой линять.
И тем не менее он может пригодиться во
всевозможных сочетаниях, для низки, оплетки, а
особенно хорош для сердцевин всевозможных
"цветков" и "глазков". Иногда он
подходит вместо бусины на завязки
(особенно для завязок
изделий, тканых на станке). К положительным его
качествам относится дешевизна. [Применение лыжного
бисера]
Есть и другие виды, более редкие, дорогие и экзотические (витой стеклярус, "рис" ~ соответствующей формы бусины ~ и т.д.). Захотите ли вы их включить в свое изделие, зависит только от вашей фантазии.
Выбирайте материал так, чтобы он вдохновлял вас, а не расхолаживал. Придя в магазин за одним определенным цветом, не закрывайте глаза на другие упаковки, обратите внимание на новинки и редкие оттенки. И наоборот, если к красивому и дешевому набору не лежит сердце ~ оставьте его в покое.
О
месторождениях и источниках бисера,
фурнитуры и аксессуаров к нему (для Москвы) ~
следующая глава